НовостиПроблемы моего районаУ школьной тоски

10.06.2021

Подмосковные власти в 2021 году запланировали создать по всей области 636 так называемых «образовательных комплексов», а до 2030 года из 1400 школ области должно остаться всего 850. Маховик бездумного объединения и реорганизации сельских школ набирает обороты. Однако совсем недавно ретивость областных чиновников от образования вышла им боком. Реформаторы из Рузского городского округа планировали создать семь образовательных комплексов, объединив 13 школ, гимназию, лицей и 23 детских сада. Родители, педагоги и общественность выступили категорически против. Посыпались заявления в прокуратуру и все возможные инстанции. Адепты «экономии и оптимизации» получили настолько мощный отпор, что спустя месяц в прямом смысле боев на юридическом и информационном полях местная администрация была вынуждена отменить собственное решение. Подобные протесты звучат и в Пущино, Мытищах, Королеве, Яхроме и других городах  Подмосковья.

Негодующим родителям в Рузе отчасти помог тот факт, что местные управленцы слишком поспешили и не провели обязательные в таких случаях общественные слушания. Жителей возмутил не только произвол, но и отсутствие какой-либо логики и здравого смысла в структуре будущих образовательных комплексов. Предлагается объединять городские и сельские учреждения. Первым отводится роль головного офиса, вторые составили бы систему филиалов. А то, что между «подразделениями» иногда больше 30 км, чиновники посчитали несущественным.  Подумаешь, придется педагогам и ученикам немного поездить, было бы из-за чего шум поднимать. Но и тут закон на стороне родителей: нарушаются нормативы по предельному расстоянию между школами комплекса.

Однако, на мой взгляд, проблема гораздо глубже. Все бонусы при подобных объединениях получает головная организация, куда переводятся управленческие и финансовые потоки. Именно ее руководство единолично составляет список приоритетных задач. Естественно, выбор делается не в пользу отдаленных учреждений. До них вечно не доходят руки и деньги. Подтягивать им материально-техническую базу, привлекать лучших педагогов, реализовывать новые, перспективные образовательные программы никто не будет. Все по остаточному принципу. Закономерный итог: небольшие отдаленные школы рано или поздно загнутся и будут уничтожены «за ненадобностью». Реорганизация ко всему прочему лишает «филиалы» статуса сельского образовательного учреждения, который пока защищает многие из них от закрытия. Этого, в конечном итоге и добиваются чиновники от образования.  Но я абсолютно убежден – ситуация, когда работа школ оценивается с точки зрения рентабельности и финансовой выгоды, далека от здоровой! Хотя вполне согласуется с преступным процессом разрушения российской системы образования, о котором я говорил уже неоднократно.

Еще один настораживающий фактор, который красной нитью проходит по всем проектам реорганизации: осуществляется она параллельно с внедрением ЦОС (цифровой образовательной среды). Это, по логике чиновников, сделает образовательный процесс более эффективным. У учителей (как правило, сельских), которые из-за нехватки кадров ведут несколько предметов, коллеги из других школ заберут «непрофильную» нагрузку. Но уроки из-за удаленности объектов друг от друга будут вести по видеосвязи, а то и в записи. То есть по сути та же «дистанционка», только в стенах школы.  Насколько такой формат «эффективен», мы все убедились в прошлом году. После него власти от образования даже предпочли отменить обязательную сдачу ЕГЭ. Чтобы окончательно не опозориться.

А что будет с педагогом, которого разом освободят от половины обязанностей? Ведь зачастую только так учитель может «добить» количество часов до полной ставки и получать нормальную зарплату.  Видимо, придется уже ему отбирать хлеб у коллеги из другой школы, для которого уже его предмет окажется «непрофильным». Или увольняться.

Чиновники утверждают, что сокращать педагогов не будут. Но верится в это с трудом.

Первые ласточки уже полетели. На днях в Рузе стало известно о готовящемся сокращении учителей в ряде школ муниципалитета. Мол, денег на зарплаты нет, а реорганизация якобы должна была помочь эти средства высвободить (каким образом, если увольнений не предполагается?). А теперь – сами отказались, сами виноваты. Выглядит как месть тем, кто отстоял права учеников и автономность своих учреждений.

Зато на развитие ЦОС власти Подмосковья  до 2024 года готовы потратить 12,5 миллиардов рублей! Вот что им обязательно надо успеть освоить… А смогут ли освоиться в таких новых условиях дети и учителя, похоже, никого не волнует.

Александр Кумохин