Принято считать, что выборы являются эффективным институтом цивилизованной политической конкуренции и государственного управления. Выборы – законный способ утверждения в должности представителей электората, в законодательном органе.
Законодательство о выборах жёстко регламентирует порядок участия в выборах, предвыборной агитации, проведения процедуры голосования. За этим порядком осуществляют контроль прокуратура, полиция, избирательные комиссии.
Это в теории. А на практике партия власти не считает нужным прикрываться даже фиговым листиком закона.
Кандидаты от партии власти тотально присутствуют на телеканалах, радио, печатных СМИ, на встречах с коллективами предприятий и организаций, на баннерах и подъездных досках объявлений. Не в статусе кандидатов, а в статусе депутатов, министров, уполномоченных, просто уважаемых людей. Они якобы строят детские площадки, асфальтируют дороги, чинят трубопроводы, щедро раздают деньги пенсионерам и семьям. Щедро распоряжаются бюджетными средствами, выдавая это за благотворительность в адрес избирателей.
Соответственно, ни избиркомы, ни прокуратура не хочет видеть в этом ни использования должностного положения кандидатами, ни нарушения правил ведения агитации, ни подкупа избирателей. Эфирное время, предоставляемое партии власти на порядок больше, чем всем остальным партиям вместе взятым, при этом ни избирательное законодательство, ни закон о равном доступе партий к СМИ, якобы не нарушается.
Партия власти инициировала подписание межпартийного соглашения о честных выборах, призывала не заниматься критиканством, обвиняла отказников в нежелании честно конкурировать. Но тут же, через нанятых технологов, запустила кампанию очернительства конкурентов, распространяя незаконные газеты, листовки, статьи в интернете… Прокуратура и избиркомы закрывают на это глаза.
Жалобы в прокуратуру игнорируются, муниципальные администрации запрещают вести предвыборную агитацию с использованием партийной атрибутики, ссылаясь на эпидемиологические ограничения, а тем временем подобные ограничения никак не влияют на культурные и спортивные публичные мероприятия. Весь механизм надзора за соблюдением равных прав участников избирательного процесса окривел, замечая просчёты всех и не замечая наглое игнорирование закона партией власти.
Как циничная издёвка звучат советы – идите в суд, пишите заявление в прокуратуру или избирком. Жалуйтесь тем, кто покрывает беспредел.
Про законодательные извращения в день выборов уже говорилось много раз. Трёхдневное голосование, вольности при определении мест голосования, вольный выбор места голосования – всё это инструмент в руках фальсификаторов. Но и этого оказалось мало. По бюджетным учреждениям пошла разнарядка: когда голосовать, за кого голосовать, перед кем и как отчитаться.
Да, такие условия соревнования, это уже хуже, чем игра краплёными картами.
Народ давно перестал считать себя источником власти, разуверившись в возможности реализовать своё право выбора. Народ стал питательной средой существования власти.
Но шанс на объективное волеизъявление граждан страны всё ещё остаётся. Исказить волю народа будет невозможно, если люди в основной массе придут на избирательные участки и сами выразят свою волю, чем ограничат свободу действий фальсификаторам.
Олег Волков