В истории нашего государства местное самоуправление не является чем-то новым. На Руси местное самоуправление существовало в вечевой форме управления, которую, по своей сути, можно считать непосредственной и представительной демократией. А правовое обоснование отечественное самоуправление получило в 1785 году, когда Екатерина Великая подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», фактически положив начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Современная история местного самоуправления началась в 1995 году, когда был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а уже в 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ.
Конечно, современное состояние местного самоуправления сложно назвать самоуправлением. Это, скорее, элемент государственной власти. Утверждаю так, поскольку сейчас, по моему мнению, отсутствуют основополагающие признаки самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется из интересов населения. Так ли сейчас? Судя по проводимой градостроительной политике, по коллективным жалобам на вырубку зелёных насаждений, на транспортные проблемы, интересы населения весьма далеки от решений органов самоуправления.
Или тезис о том, что местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность. Где и в какой форме население может принимать решения под свою ответственность? Референдумы, публичные и общественные слушания превратились в фикцию не имеющую ничего общего с правом на принятие решения населением.
Люди лишены даже права избрать для себя главу муниципалитета, чего уж говорить об иных возможностях. По сути, власть обременила себя излишней ответственностью. В нынешних условиях любое происшествие, любые катаклизмы хоть природного, хоть техногенного характера – вина власти. Не ремонтируют дворы – власть виновата, ремонтируют, но не так – опять власть виновата, ремонтируют так, но не там – те же выводы.
Любые опросы жителей в интернете не вызывают у людей ощущения сопричастности к происходящим изменениям, люди не верят в объективность не только опросов, но и в объективность результатов выборов депутатов местных советов.
Уверен, что ни какие PR-мероприятия не в состоянии стать альтернативой реальному самоуправлению, реальной сопричастности людей к решениям относительно управления территорией на которой они живут. Именно это обстоятельство и определяет разницу между понятиями «патриот своей малой родины» и «потребитель государственных и муниципальных услуг». Хотя потребителями управлять легче. Может это и стало истинным мотивом доведения правовых основ местного самоуправления до состояния низового уровня госуправления.