Самое расхожее обывательское мнение в отношении представительного органа власти и депутатов — «толку от вас нет». Бывает, что толку, действительно, нет. Но, зачастую, такое мнение возникает из-за банальной неосведомленности устройства системы публичной власти в стране. Согласитесь, полной глупостью будет обратиться к терапевту за починкой каблука на сапоге. Вот и требовать от муниципального депутата повышения пенсии – это тоже алогично, ибо это не в его компетенции.
- Важно понимать уровень полномочий муниципалитета и полномочий муниципального депутата. Вот примерный минимальный перечень законов и нормативных актов, определяющих эти полномочия: Конституция России, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устав муниципального образования, локальный акт представительного органа о статусе муниципального депутата и регламент Совета депутатов.
Для городского округа Солнечногорск вопросы местного значения определены Уставом, к ним относятся: утверждение и исполнение местного бюджета, который на 2025 год определён в сумме чуть более 11,5 млрд рублей; установление местных налогов и сборов, а таких налогов, вместе со штрафами, наш округ намерен собрать в 2025 году в сумме около 6,8 млрд рублей; владение и пользование муниципальным имуществом; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения; организация внутригородского транспорта; создание условий для оказания медицинской помощи и образования; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки и ещё с десяток менее значимых вопросов.
В рамках этого депутат может принимать участие в обсуждении на заседаниях Совета депутатов и голосовать при принятии решения. Поэтому через депутата местные сообщества могут лоббировать свои интересы при утверждении бюджетных расходов, установлении налогов или подготовке градостроительных планов. В этом смысле лучше взаимодействовать с депутатом через формализованные объединения: территориально-общественное самоуправление, советы домов, общественные и профсоюзные организации. Мнение одного человека при этом важно, но вряд ли может быть определяющим.
В решении частных вопросов, как, например, ремонт подъезда, детской площадки, социальной помощи, общественного порядка и пр., депутат может оказать содействие только направив обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципалитета, а также руководителям организаций, независимо от их организационно-правовых форм, руководителям общественных объединений, расположенных на территории муниципалитета. Другими механизмами решения вопросов депутат не обладает. Такое правило установлено законом.
Но и такого механизма бывает достаточно для решения вопроса, поэтому нет смысла отказываться от такой возможности.