Иван Маковейчук: «Как нам вместе строить свой город»

05.03.2025

Президент, губернатор, депутаты Мособлдумы, главы муниципалитетов часто получают обращения граждан, несогласных с теми или иными решениями в области градостроительства. То лесной участок под жилищное строительство заберут, то на сельхозземлях склады построят, то шумное предприятие возле домов запустят – граждан всё это нервирует и защиты они ищут у всех, заявляя о нарушении своих прав и действующих законов.

Но в системе принятия решений по вопросам градостроительства есть такой важный элемент, как Совет депутатов муниципального образования. Для большинства обывателей роль этого представительного органа остаётся непонятной.

Да, у нас в области есть Градостроительный совет – очень влиятельный орган в этой сфере. Но его полномочия ограничиваются выработкой рекомендаций к принимаемым решениям. Есть Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, который является центральным исполнительным органом в сферах совершенствования архитектурно-художественного облика городов, архитектуры и отдельных направлений градостроительной деятельности. Комитет готовит и принимает значимые документы в этой сфере.

Есть моменты в Генплане Московской области, а именно, в Наро-Фоминском г.о., земли которые не разграничены с Министерством обороны. И решить ситуацию с границами земельных участков, граничащих с землями в частной собственности, когда на кадастровых картах накладываются границы участков, сложно. С Лесфондом такие же проблемы, поскольку нет четких границ на картах и многие люди приходят за помощью к депутату для решения этих вопросов. Приходится делать по несколько запросов и ждать ответы, в том числе, используя портал Госуслуги и месяцами находиться в ожидании решения.

Полномочием по внесению изменений в генплан, утверждение генплана, утверждение схем территориального планирования, программы комплексного развития систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры обладают только депутаты местного представительного органа – совета депутатов.

Проекты документов, как правило, проходят процедуру публичных слушаний, общественных обсуждений. Да, это отчасти фиктивная процедура, т.к. решения слушаний не являются обязательными для исполнения, но для создания общественного ажиотажа, для получения объективной информации по готовящимся решениям эта процедура очень важна.

Поэтому, если граждане намерены оказать влияние на решения в вопросах градостроительства, то общайтесь с местными депутатами от вашего избирательного округа. Требуйте от них действий, отвечающих вашим интересам, приходите на встречи с депутатами. Демонстрируйте им намерение в публичной поддержке их действий.

Только есть нюанс. Вряд ли депутат готов удовлетворить пожелания всех нескольких десятков тысяч своих избирателей. Жители должны учиться и владеть механизмами выработки консолидированных решений, уметь вести конструктивный коллективный диалог с властью и совершенствовать механизмы территориального общественного самоуправления. Мнение местного сообщества должно быть формализовано, поскольку мнение любой инициативной группы сложно будет представить, как мнение всех жителей конкретного поселения или муниципалитета.