Анна Чуканина: «Болезни областного здравоохранения»

06.11.2024

Несмотря на то, что на систему здравоохранения в Московской области выделяются значительные средства из регионального бюджета и фонда обязательного медицинского страхования, жалобы от жителей на предоставляемые услуги в области здравоохранения не прекращаются.

О проблемах медицинского сектора и способах их решения рассказала Анна Александровна Чуканина — депутат г.о. Королев от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ, заведующая филиалом «Юбилейный» ГБУЗ МО «Королевская городская больница».

— Имея богатый опыт, какие, на ваш взгляд, сегодня ключевые проблемы в сфере здравоохранения?
— Я пришла в медицину из династии врачей и уже 20 лет работаю в муниципальном звене здравоохранения. Моё видение ситуации в этой сфере основано, в первую очередь, на анализе проблем, с которыми я сталкиваюсь в своей практической работе. В последние годы здравоохранение стали ориентировать на унификацию – на «среднего» пациента, стандартное среднее время приема и, во многом, на лечение в стационаре, тем самым усредняя и само лечение. Однако, при этом игнорируется главный принцип медицины: «каждый пациент уникален со своей болезнью». Более того, попирается основа основ врачевания — лечить пациента, а не болезнь. В результате этого, среднестатистический врач лечит симптом, почти не имея возможности лечить болезнь у конкретного человека, поскольку для этого требуется уделять человеку индивидуальное внимание, выявлять именно его боли, проявлять заботу именно о нем.

— Какие причины и их последствия ведут к сокращению объема внимания врача, уделяемого пациенту?
— Во-первых, не лечебные функции медиков значительно и чрезмерно расширились. В этой связи медучреждение вынуждено осуществлять и лечебную, и не лечебную деятельность: заполнение документации медицинской статистики во время приема врачом; ведение информации, общей статистики, сбор, обработка и ее систематизация; операторская деятельность силами квалифицированных медиков в ущерб их прямым функциональным обязанностям. Во-вторых, устойчивая тенденция к увеличению количественного показателя на приеме у врача в одну рабочую смену, что закладывается в нормативы, привела к тому, что среднее время приема, которое используется для формирования электронного расписания, уменьшается до 9-12 минут, что в сумме с тратами времени на не лечебную деятельность еще больше ограничивает возможность качественного оказания медицинской помощи, усиливая дефицит должного внимания к пациенту. Происходит также потеря контроля над процессом долечивания и выздоровления пациентов. В- третьих, несогласованность тарифных планов, в части, касающейся страховых выплат и заработной платы медикам, вызывает трудовую миграцию медиков и отток лучших кадров в соседние регионы и столицу. Это вредит не только прямой лечебной работе, но и вынуждает медиков, работающих в учреждениях с более низкими тарифами, увеличивать ставочную нагрузку для получения приемлемой для жизни и содержания семьи заработной платы, при этом, забирая силы и время, которые следовало бы направлять на непрерывное обучение и повышение профессионализма.

— Как избавиться от этих проблем, негативно влияющих на качество медицинских услуг?
— Необходимо не лечебные функции медучреждений передать в страховые компании. На мой взгляд, нужно пересмотреть структуру взаимодействий между страховыми компаниями и медучреждениями, трансформируя конкретные регламенты и распределение между ними рабочих и административных процессов. Поскольку страховая компания в настоящее время наделена функциями надзора и контроля осуществления деятельности медучреждений, необходимо делегировать и другие не лечебные функции в страховые компании. Необходимо пересмотреть временные нормативы работы врачей и медиков разных специализаций, пересмотреть временные нормативы функции врачебной должности. Следует, я считаю, наделить врача полномочиями самостоятельно определять длительность времени приема конкретного пациента. К тому же, существенно повысить доступность для пациентов врачей – узких специалистов, пересмотрев штатные нормативы. Также считаю необходимым укреплять и развивать патронажные службы, а также службы реабилитации, взаимодействующие с медучреждениями разных типов и, возможно, с местными органами социального обеспечения. Необходимо и чрезвычайно важно преодолеть финансовое неравенство медиков, а для этого разработать поэтапную программу унификации расчетов стоимости и тарифных подходов к оплате оказанных медицинских услуг в разных регионах и сбалансировать тарифы заработных плат между регионами. Вопрос бюджетного обеспечения этих процессов является важным, но здесь все зависит от приоритетов, которые определяет власть. Если власть нацелена на существенные и качественные изменения в здравоохранении, то ресурсы – вопрос технический. Важность этой темы выходит за рамки узко трактуемого здравоохранения. Она состоит также в повышении общественной значимости, репутации и доверия к медику, как к одному из главных хранителей и создателей здоровья нации. Это повышение общественной значимости здравоохранения не может произойти как следствие лозунгов и призывов. Если вернется повышенное, акцентированное внимание к пациенту как к человеку и его боли – вернется и доверие к врачу, повысится общественное доверие и к государственным институтам в целом.